2-3 года
В этот период жизни у ребёнка происходит интенсивное формирование АКТИВНОЙ РЕЧИ, которое идёт в процессе совместной деятельности с взрослым. С другой стороны, малыш учится ПОНИМАТЬ РЕЧЬ ВЗРОСЛОГО. Чем интенсивнее будет происходить это взаимодействие, чем более доброжелательной атмосферой оно будет сопровождаться, тем быстрее ребёнок научится говорить.
Через взаимодействие с взрослым ребёнок учится правильно использовать предметы. Именно такая ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ является ведущей в этом возрасте. Малыша интересует внутреннее устройство предмета, способы манипуляции с ним. Лучшие игрушки в этот период – это вкладыши, матрёшки, пирамидки, т.е. всё, что можно разобрать и собрать. А также кубики (с картинками и без), неваляшки, мозаики, мячи.
Играть дети предпочитают в одиночестве, либо с взрослым, со сверстниками им общаться пока неинтересно и трудно.
В этом возрасте дети очень ВОСПРИИМЧИВЫ К ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ СОСТОЯНИЮ окружающих. Они подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начинает смеяться, то другие делают то же самое. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического дискомфорта или его отсутствия.
Одно из условий УВЕРЕННОСТИ И СПОКОЙСТВИЯ ребёнка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. чёткое соблюдение режима.
ОСНОВНЫМИ ЧЕРТАМИ ребёнка 2-3 лет являются открытость, честность и искренность. Чувства его неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.