2-3 года
В этот период жизни у ребёнка происходит интенсивное формирование АКТИВНОЙ РЕЧИ, которое идёт в процессе совместной деятельности с взрослым. С другой стороны, малыш учится ПОНИМАТЬ РЕЧЬ ВЗРОСЛОГО. Чем интенсивнее будет происходить это взаимодействие, чем более доброжелательной атмосферой оно будет сопровождаться, тем быстрее ребёнок научится говорить.
Через взаимодействие с взрослым ребёнок учится правильно использовать предметы. Именно такая ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ является ведущей в этом возрасте. Малыша интересует внутреннее устройство предмета, способы манипуляции с ним. Лучшие игрушки в этот период – это вкладыши, матрёшки, пирамидки, т.е. всё, что можно разобрать и собрать. А также кубики (с картинками и без), неваляшки, мозаики, мячи.
Играть дети предпочитают в одиночестве, либо с взрослым, со сверстниками им общаться пока неинтересно и трудно.
В этом возрасте дети очень ВОСПРИИМЧИВЫ К ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ СОСТОЯНИЮ окружающих. Они подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начинает смеяться, то другие делают то же самое. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического дискомфорта или его отсутствия.
Одно из условий УВЕРЕННОСТИ И СПОКОЙСТВИЯ ребёнка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. чёткое соблюдение режима.
ОСНОВНЫМИ ЧЕРТАМИ ребёнка 2-3 лет являются открытость, честность и искренность. Чувства его неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.
3-4 года
Малыш начинает чётко осознавать, кто он, какой он. Внутренний мир ребёнка начинает пополняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого; он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничения свободы.
По отношению к окружающим у ребёнка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.
Активность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляются в постоянной готовности к деятельности. Ребёнок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить результаты своего труда.
В 3-4 года характерно смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.
Память у детей этого возраста непроизвольная: хорошо запоминается только то, что непосредственно связано с его деятельностью, было интересно, эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.
Ребёнок не способен длительное время удерживать своё внимание на каком-то предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, поэтому характеристики, которые ребёнок даёт другим людям, очень субъективны. И всё же эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
4-5 лет
Более широкое использование речи, как средства общения, стимулирует расширение кругозора ребёнка. Открывает новые грани окружающего мира. Теперь ребёнка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребёнка 4-х лет становится вопрос «почему?».
Ребёнок стал более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.
В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Ребёнок стремится к партнёрству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.
Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребёнка, позволяют ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, ребёнок с помощью словесного описания может представить то, что он никогда не видел.
Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту.
Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которого ребёнок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Необходимо обсуждать с ребёнком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.
Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5 лет недостатки воспитания ребёнка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты.
5-6 лет
Всё больший интерес ребёнка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными.
К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребёнок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребёнка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.
Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребёнок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).
Появляется интерес к математике и чтению. Ребёнок уже может запомнить что-то целенаправленно.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения.
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
Достаточно часто в этом возрасте появляется такая черта, как лживость. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда ребёнок, опасаясь отрицательного отношения взрослого или его наказания, начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.
Доверие и понимание между детьми и родителями – главный залог успешного воспитания.
6-7 лет
У детей данного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Это проявляется, прежде всего, в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.
У ребёнка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.
При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы. Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребёнок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если не получилось.
Попытки самостоятельно придумать объяснение различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребёнок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.
Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными. В процессе усвоения нравственных норм и правил формулируется активное отношение к собственной жизни, развивается сочувствие.
Самооценка ребёнка 6-7 лет достаточно адекватна, более характерно её завышение, чем занижение. Ребёнок более объективно оценивает результаты деятельности, чем поведение. В этом возрасте развивается наглядно-образное мышление с элементами логического. Тем не менее, ребёнок ещё испытывает затруднение в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.
У старшего дошкольника воображение проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д.
Происходит постепенный переход от игры (как ведущей деятельности дошкольного возраста) к учению.