Архитектурная фотография – жанр, который обязательно присутствует в виде снимков в коллекции каждого фотографа, от новичка до профессионала. Это и неудивительно: любой из нас хоть раз путешествовал в другие города или страны, привозил снимки находящихся там красивейших соборов, необычных по своей конструкции мостов, разнообразных по форме старинных башен и часовен, скульптур. Но архитектурная фотография – это не только какие-то конкретные постройки или арки. В этом документальном жанре можно встретить панорамы целого комплекса строений (например, снимки ночного Санкт-Петербурга и Токио, где подсветка придаёт сооружениям фантастический вид) и даже целые кварталы, снятые с высоты. Главное предназначение - правильно и без искажений показать зрителю форму строений, обрамление, отделку и т.д.
Естественный свет играет в архитектурной съёмке важную роль, и, найдя точку съёмки, помните об этом всегда. Освещение в разное время суток может придать вашему снимку с изображением архитектурных строений дополнительную красоту, а может наоборот – только всё испортить. На собственном опыте знаю: лучше всего снимать в пасмурную погоду, а не при ярком солнце. В таком случае свет становится более рассеянным (если облака «пушистые» - для фона захватите их тоже в кадр!), а у зданий в полной мере проявляется детали и объём. Впрочем, если время не позволяет, найдите на своём фотоаппарате в настройках меню опцию «Дневной свет» или «Закат» - она поможет частично решить проблему с освещением.
В любом случае никогда не спешите делать первые кадры фасада (лицевой части) здания. Присмотритесь, обойдите вокруг. Да, иногда пространство ограничено, мало места для съёмки, но постарайтесь найти. Делайте снимки с разных ракурсов, чтобы дома не спеша выбрать лучшие.
Нужно понимать, что любое сооружение, которое Вам захочется сфотографировать, уже кто-то снимал до Вас. И вряд ли захочется повторяться, а потому стоит сделать выбор: либо искать такое место, куда вряд ли кто-то забирался, и оттуда вести съёмку, либо сделать свой оригинальный кадр, какого нет ни у кого. Попробуйте неожиданно снять сбоку или вплотную подойти к зданию и снять из позиции «снизу-вверх». Полёт Вашей фантазии при съёмке только приветствуется!
Постарайтесь рассмотреть и найти у любых зданий и сооружений нечто такое, что не сразу бросается в глаза, зато придаёт им законченный вид. Мелочей в фотоискусстве нет, всё важно, а хороший фотограф тем и отличен, что смотрит на мир необычно, замечая то, мимо чего все проходят. Тренируйте свой «фотовзгляд»! Будете на улице, взгляните по-новому на фасады, мезонины (надстройка в виде балкона в средней части дома, у нас в Выксе есть такие), флигели, витиеватые розетки на наличниках домов, игру линий лестничных перил и могучих колонн. Почему-то многие проходят мимо этих элементов, предпочитая снимать их в единой группе со зданием вместе, а как выигрышно смотрится комбинация снимков «общий вид + элемент»!
Всегда интересно смотрятся бровки (декоративная рельефная арка над дверью или окном) на церквях. Захватите в кадр «кусочек» этого дугообразного элемента и часть стены, будет весьма необычное, даже отчасти загадочное из-за волнистых форм бровки, изображение. Храмы – вообще отдельная тема в архитектуре, поскольку там намешаны много стилей – от псевдоготики до классицизма. Кроме общего вида, можно сделать снимки куполов, арок, пилонов, колонн и т.п.
Безусловно, каждый видел строение со шпилем – остроконечным вертикальным вытянутым концом здания. Тут как раз кроется подвох в том, что из-за этого шпиля высота самого здания зачастую намного превосходит по вышине остальные, потому строение не войдёт в кадр целиком. А для того, чтоб захватить в обзор всё здание, придётся отходить на слишком большое расстояние, и в результате получим неизбежный «завал» сооружения назад. Этот дефект весьма легко устранить в «Фотошопе», но задача статьи научить изначально правильному фотографированию, а не редактированию. Решением в этом случае будет использование специального широкоугольного объектива (если фотоаппарат зеркальный) или – найти точку съёмки для верного ракурса, ориентируясь на середину высоты здания, которое вы хотите сфотографировать.
Если есть возможность – поднимитесь повыше, для этого сгодится не только смотровая площадка, но и лавочка, бортик и т.д. Как вариант - снять часть здания, какой-то наиболее интересный его элемент. Поймите, если Вы всё же захотите сделать снимок для себя или местного фотоконкурса, не находясь на правильной точке съёмки и не обладая нужной для такого рода съёмки оптикой, то получите банальное перспективное искажение линий у здания на вашем фото. Бывают, конечно, моменты, что мы жертвуем документальностью (в данном случае – точностью построения, то есть искажение истинных размеров) ради общего восприятия, но что мешает изначально следовать элементарным несложным правилам при съёмке объектов?
КОММЕНТАРИИ К ФОТОГРАФИЯМ:
1) Высокая точка съёмки позволила избежать перспективных искажений у зданий и сделать вот такую простую архитектурную панораму.
2) Игра теней и света дала очень интересный эффект, который Вы видите на снимке. Оптимисту покажется, что наступающие силы света разгоняют армию теней, пессимисту – наоборот.
3) Крюк крана и крест на куполе – неожиданное архитектурно-шуточное представление! Стоящий рядом со мной фотограф из Ставрополя пожаловался, что это крюк мешает сделать кадр, а мне так не казалось! Наоборот, этот необычный дуэт из несовместимых предметов делает фотографию запоминающейся.