Казалось бы, мужчины – всегда смелые, неунывающие, знающие себе цену люди. И в жизни это почти всегда так. Однако, как только они оказываются на фотосъёмке (не обязательно от глянцевого журнала – даже семейной!), и к тому же - если снимает малознакомый человек, многие представители сильной половины человечества что называется, «глотают лом»: ведут себя робко и неестественно. Причины просты: мелькание перед лицом туда-сюда человека с фотокамерой, яркий свет (если съёмка в студии), малознакомые места и люди, неверие в собственные силы как фотомодель. Всё это способно вогнать мужчину в ступор, и его первая защитная реакция будет та, что вырабатывалась у него тысячелетиями. Настороженность (робость) или наоборот - повышенная агрессивность. Вот тут Вы должны выступать и как фотограф, и как хороший психолог. Успокоить, расположить к себе, убедить, что всё идёт как надо. Мужчины – это такие же дети, только большие. Они даже могут капризничать во время съёмки как дети! Итак, несколько слов о благородной и серьёзной теме в мире фотоискусства - мужском портрете.
Английский фотограф Ли Фрост в одной из своих книг описал один из способов сделать естественный портретный снимок: снять человека незаметно, тайком. От себя добавлю, что для этого способа Вы должны хорошо знать возможности своей камеры (нажимать вслепую, не глядя) и «видеть» будущий кадр. Так вот, одна из самых из самых знаменитых фотографий Фроста – портрет рыбака: англичанин подошёл к человеку у лодки и, разговорившись с ним, сделал несколько снимков тайком. Получился интересный, а главное – абсолютно естественный портрет. Возьмите этот приём на вооружение – он Вам пригодится и для репортажной съёмки, и для разнообразия в мире семейного портретного фото.
Прежде, чем приступить к фотосъёмке, заранее дома составьте план действий и неукоснительно следуйте ему. Если Ваш портретируемый мужчина – человек спортивного телосложения, то имеет смысл сделать портрет по пояс, чтоб подчеркнуть подтянутость фигуры. И наоборот – если мужчина полный, то лучше сделать портрет по грудь (или по плечи), но не слишком приближать изображение в кадре. В этом случае Вы должны помнить об искажениях пропорций лица объективом: подойдя слишком близко (или приблизив фокус), вы получите неестественно растянутые щёки и нос. Потому считается, что не стоит делать портреты, приближаясь к человеку ближе, чем на 2 метра. Оптимальное расстояние начинается с 2,5 метров, но тут всё зависит от вашего объектива (или камеры, если речь идёт не о зеркальном фотоаппарате).
Одна из самых частых ошибок при съёмке по пояс – это положение рук. Для мужчин это действительно серьёзная проблема. Если Вы не знаете, как решить эту проблему, то просто попросите, чтоб портретируемый скрестил их на груди или засунул одну руку в карман брюк, а другую - свободно опустил вдоль тела. Вы также можете дать мужчине книгу, пачку сигарет, чётки, ноутбук, телефон – в этом случае занятые руки придают уверенности модели и заставляют зрителя внимательнее разглядывать кадр. В любом случае, даже если эти предметы не смотрятся в кадре, всё легко потом можно удалить в редакторе, а сейчас Вам нужно получить хороший снимок любыми средствами. В качестве альтернативы портретируемый может опереться на спинку стула, краешек стола или согнутым локтём о стену: в этом случае контакт с окружающей обстановкой только пойдёт на пользу да и снимки получатся живее.
Сцен для мужского портрета может быть множество. Приведём некоторые универсальные из них (т.е. снимки, которые подойдут и для бизнес-съёмки, и в коллекцию семейного архива, и для иллюстрации в СМИ). Мужчина за письменным столом (здесь положение рук особенно важно!) или стоящий у однотонной стены (можно поставить модель боком, а можно предложить прислониться спиной к стене), за рулём автомобиля или во время чтения газет (книги).
И ещё: помните, что те факторы, которые окружают мужчину в обычной (рабочей) жизни, могут сослужить Вам добрую службу при его фотосъёмке. Скажем, офисный менеджер будет чувствовать себя вполне комфортно, если Вы расположите его перед камерой на удобном передвижном стуле, журналист – за столом с ручкой (ноутбуком) в руке и т.д. Акцентируйте внимание зрителя на разных элементах: у рабочего человека это могут быть крепкие мозолистые руки, у служащего – необычная заколка на галстуке, у студента – стильные прямоугольные очки, придающие его взгляду дополнительный шарм.
Если Вы - главный режиссёр будущего фотосета, то Вам и решать, в каком образе будет мужчина на снимке. Будет ли он выбрит или на щеках будет чернеть стильная трёхдневная щетина, будет ли в костюме (тогда и сама съёмка будет более «строгая») или наденет повседневные джинсы и свитер, какое количество снимков нужно, в каком месте будет фотосъёмка и т.д.
Не забывайте, что главное в портрете – это глаза. Наводите фокусировку именно по глазам. Если на Вашем снимке у фотомодели могут быть не в фокусе (размытыми) область ушей, щёк или лба – это нормально. Но если оказались «смазанными» глаза – удаляйте смело такую фотографию в корзину.
И последнее. Но – самое важное. Запомните: Вы должны в каждое своё фото вкладывать частичку себя. Хотите снять портрет – сразу подумайте, что Вы желаете показать зрителю, какую идею несёте. Возьмите за правило каждый свой снимок наполнять смыслом. Не бойтесь обрезать, пробовать играть с цветами, смелее! Вкладывайте душу в процесс, только тогда Вы можете надеяться на отдачу в виде прекрасных естественных снимков.
ПОДПИСИ К ФОТОГРАФИЯМ:
1) Это фото шахматистов был сделано весной 2011 г. Обратите внимание, как в кадре реализована идея параллельных прямых (оконные рамы) и тёмных силуэтов игроков, которые эти линии прерывают. Несмотря на кажущуюся монотонную простоту, взгляд надолго останавливается, чтоб рассмотреть все детали.
2) Классический портрет молодого мужчины – тут нет ничего лишнего, но в то же время есть всё необходимое. По блику на лбу можно определить, откуда в кадр попадает свет; по достаточно лёгкой одежде сразу безошибочно определим, что погода в момент съёмки была достаточно тёплая, а сам мужчина запечатлён в непринуждённой обстановке.
3) «Слёзы ветерана», май 2011 г. Снимок сделан под раскатистый зов нетленной «Священной войны», во время звучания которой ветераны встали и смотрели на развевающееся знамя.