Время дошкольного детства – важный период в жизни человека. Происходит становление интеллектуальной, физической, социальной, художественно-эстетической и творческой стороны целостной личности ребенка.
Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира. Отечественные психологи и педагоги (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном детстве.
Дошкольники способны создавать оригинальный творческий продукт в виде конструкций. В процессе конструктивной деятельности дети изготавливают постройки из строительного материала, поделки и игрушки из бумаги, картона, природного и других материалов.
Нужно ли учить детей конструировать? Да! Взрослый предлагает разные способы, дает образец построек. Хороши в этом смысле совместные игры, где ребенок может увидеть создание взрослым сооружений. Взять это на вооружение, а затем самостоятельно изменять, творить свое.
И весьма важно для развития конструктивной деятельности – бесконечное обогащение впечатлений, которые расширяют представления детей об окружающих предметах и явлениях. Это праздники, поездки, чтение, беседы, прогулки, выставки и т.д. Конечно, все это найдет творческое отражение в конструктивных играх.
Дети раннего дошкольного возраста (1 младшая группа), согласно программе «Детство», учатся следующему.
Они конструируют устойчивые и прочные постройки. Умеют воссоздать знакомые предметы на горизонтальной плоскости – столе, полу. Например, дорожки, лесенки, стульчики и т.д.
По примеру взрослого и его побуждению ребенок учится выражать свое отношение к красивому и некрасивому, доброму и злому, ласковому и сердитому, радоваться положительному. Дети откликаются на знакомые изобразительные образы, подражая мимикой, движениями, позой, жестами и голосом. Проявляют интерес к изобразительной деятельности, желание заниматься ею и радовать окружающих своими работами, общаться по поводу эстетических явлений с взрослыми.
Дети младшего дошкольного возраста (2 младшая группа). Умеют устойчиво сооружать мебель, горки, грузовые машины, дома, заменять одни детали другими. Способны видоизменять, варьировать конструкции. Строят не только по горизонтали, но и по вертикали.
Сооружают постройки из песка и снега. Обыгрывают постройки игрушками. Вносят элементы творчества в свою работу. Самостоятельно конструируют.
Дети среднего дошкольного возраста. Конструируют из готовых геометрических форм. Создают мосты, машины, здания, гаражи из брусков, кирпичиков, призм, цилиндров и тематического конструктора. Варьируют постройки в длину, ширину, высоту.
Конструируют из бумаги. Создают поделки: платочки, фартучки, шапочки, конверты, вагончики, дома. Двумя способами – складывая бумагу по диагонали и пополам. Совмещают стороны и углы, сглаживая сгиб. Приклеивают к основной форме детали. Например, колеса к вагончику.
Конструируют из природного материала. Дошкольники видят в природном материале разные образы. Творчески создают изображения. Используют для закрепления частей клей, пластилин. Дети планируют работу. Конструируют самостоятельно и небольшими группами.
Дети старшего дошкольного возраста. Конструируют из готовых геометрических форм и тематического конструктора. Они придумывают сюжетные композиции. Создают сооружения по схемам, моделям, фотографиям. По заданным условиям.
Конструируют из бумаги. Создают интересные игрушки, поделки по типу оригами. Путем закручивания полосок, круга и полукруга в конус, прямоугольника в цилиндр. Дети изготавливают предметы путем переплетения полосок из различных материалов, в технике папье-маше.
Конструируют из природного материала. Данное конструирование развивает творческое воображение. Учит дошкольников видеть в плодах, семенах, кореньях интересные образы. Используют для закрепления частей клей, пластилин, проволоку, нитки.
Дошкольники способны планировать свою работу. Конструируют самостоятельно и объединяясь в небольшие группы. Осваивают способы конструирования из бросового материала.
Дети испытывают удовольствие от данной деятельности. С радостью дарят поделки близким людям и украшают ими дом, детский сад.
Уважаемые родители, играйте в конструктивные игры с детьми дома. Для этого у вас все есть. Помните, что в конструктивной деятельности развиваются творческие, интеллектуальные, коммуникативные способности. А это очень важно при подготовке дошкольников к школе.
|