Развитие личности ребёнка тесно связано с его общим психическим развитием, которое сопровождается кризисами. Именно они отделяют один возрастной период от другого и одновременно являются условием рождения личности. В это время в психике и поведении ребёнка, в его отношениях с окружающими появляется качественно новое содержание.
Кризис семи лет наиболее ярко проявляется в тех отношениях, которые складываются у ребёнка с взрослыми. Здесь происходит противоречие между желаниями ребёнка и возможностью их реализовать, между растущими требованиями к ребёнку и уровнем его психического развития.
Негативная сторона кризиса: поведение детей в этом возрасте можно охарактеризовать как вычурное, искусственное, манерное, натянутое, странное. Общий отличительный признак такого поведения – «утрата непосредственности» (той «детскости», которая отличает дошкольника). Это основное изменение и приобретение ребёнка в период кризиса 7 лет.
Позитивная сторона кризиса (более глубокая, более важная) связана с приобретением новых качеств:
· Появлением произвольности в поведении и общении;
· Изменением в самосознании (в этом возрасте ребёнок не просто переживает, а ещё и знает, что он переживает). Он открывает для себя новый мир – мир собственных переживаний, внутренний мир чувств;
· Появление способности соподчинять мотивы (преодолевать сиюминутные желания соображениями морального порядка, сознанием долга, необходимости). Мотивами поступков в этом возрасте начинают выступать самолюбие и стремление к самоутверждению.
Мотивы становятся более осознанными и более постоянными: ребёнок уже не просто действует, но и знает, почему и для чего он эти действия совершает, включается «механизм совести».
· Увеличением разумности (у ребёнка есть своё понимание жизни: как жить и чему следовать, но он хочет не столько самостоятельно делать, сколько самостоятельно решать, что ему делать);
· Проявлением «внутренней позиции школьника». Ребёнок хочет узнавать новое и хочет общаться с взрослыми на новом уровне (он готов подчиняться правилам!).
Поведение родителей: учитывать особенности возраста и опираться на положительные стороны личности ребёнка!!!
|