Пятница, 17.05.2024, 07:52   
Вы вошли как Гость
   







Главная
| Регистрация | Вход
 
Меню сайта

Категории раздела
Статьи для родителей [34]
Статьи для сотрудников ДОУ [14]
Фотостатьи Дмитрия Макарова [11]

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 297

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Статьи для сотрудников ДОУ

Dum spiro, spero.
 
Dum spiro, spero лат.
– пока дышу, надеюсь.
 
     Новое поколение обладает худшим потенциалом физического и психического здоровья, чем наши предки. Сегодня примерно 20 % новорожденных считается здоровыми. По мнению физиологов, одним из средств, влияющих на снижение заболеваемости, является правильное дыхание. Дыхание влияет на все физиологические процессы, повышает общую сопротивляемость организма и его тонус.
      Дыхание – важнейший физиологический процесс. Дыхательные упражнения освобождают голосовой аппарат от напряжения. Естественное дыхание вовлекает в работу все тело. При вдохе воздух втягивается, энергия берет начало в глубине брюшной полости и поднимается вверх к голове. Во время выдоха дыхательная волна перемещается от головы в направлении стоп.
      Дыхательная гимнастика на Древнем Востоке тысячелетиями использовалась для восстановления жизненной силы. И все лучшее, что связано с оздоровлением, берет начало от туда.
     Так хатха-йога совершенствует физическое тело путем выполнения асан, мудр и дыхательной гимнастики. Известна школа цигун с использованием пластичного движения и сопряжения дыхательно-энергетических процессов.
      Популярна «парадоксальная гимнастика» А.Н. Стрельниковой. В ней внимание фиксировано на коротком, проводимом через нос, активном, шумном как укол, вдохе. Уделяется внимание дыханию через нос, ноздрям возвращается естественная подвижность. Используется темп и ритм песен и плясок, т.е. счет ведется на 8, 16, 24, 32 такт.
     Основой гимнастики К.П. Бутейко является «волевая ликвидация глубокого дыхания» до степени легкой гипоксии, для сохранения углекислоты как источника многих биологических процессов. В предлагаемой автором гимнастике алгоритм дыханию задается воображением природного образа и произнесением звуков. 
     Методика дыхательной гимнастики Б.С. Толкачева состоит в физической реабилитации детей, страдающих респираторными заболеваниями, характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом.
     Музыкальная психорегуляция дыхания В.И. Петрушина заключается в глубоком брюшном (диафрагмальном) дыхании, выполняемом под музыку. При таком типе дыхания диафрагма работает наподобие поршня и массирует внутренние органы полости живота.
   Дыхание детей отличается поверхностностью и кратковременностью. Важно разъяснить и показать детям, как надо брать дыхание, как его экономно расходовать. Для достижения положительного результата необходима ежедневная и качественная работа педагогов, медицинских работников и родителей.

 Рекомендации проведения дыхательных упражнений с детьми.
 1.   Дети выполняют упражнения только под присмотром взрослого.
 2.  Перед этим детям нужно успокоиться, расслабиться.
 3.  Проводить в чистом, проветренном помещении.
 4.  Выполнить гигиену носа. 5. Форма одежды облегченная, обувь отсутствует.
 6.  Все упражнения могут выполняться сидя, стоя, лежа.
 7.  Обязательно использовать индивидуальный коврик.
 8.  Выполнять не менее, чем через час после еды, и за 20 минут до еды.
 9.  Не рекомендуется проводить перед ночным сном.
 10. На улице могут выполняться при t > 10 – 12 градусов.
 11. Соблюдать принцип постепенности, переходить к следующему упражнению после того, как освоили  предыдущее.
  12. Оздоровительный эффект достигается путем ежедневных занятий дыхательной гимнастикой.
 
Комплекс дыхательных упражнений
для детей старшего дошкольного возраста
 1. «Спокойное дыхание» 1.1 И.п. – стоя, держать за руки друг друга в кругу. Делать спокойный вдох-выдох. 3-5 раз. 1.2 И.п. – стоя, спина прямая, голова смотрит вперед, руки опущены. Идти спокойно друг за другом по кругу. Делаем спокойный, ровный вдох-выдох. 3-5 раз.
 2. «Дыши одной ноздрей» И.п. – стоя (сидя), спина прямая. Безымянный, мизинец и большой пальцы выпрямлены. Указательный и средний согнуты. Правую ноздрю закрыть большим пальцем, делам вдох, выдох. Затем закрыть левую ноздрю мизинцем и безымянным пальцем – вдох, выдох. Дышать попеременно левой и правой ноздрей. 3-5 раз.
 3. «Дыши попеременно» И.п. – стоя (сидя), спина прямая. Зажимаем правую ноздрю безымянным пальцем и мизинцем левой руки, делаем вдох, выдох – через правую ноздрю. Попеременно вдох – выдох каждой ноздрей. 3-5 раз.
 4. «Ладошки» И.п. – встать прямо, руки согнуты в локтях, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладони развернуты вперед.
На счет: «раз!» – делаем хватательное движение ладошками (сжимаем их в кулачки) и одновременно с движением – шумно шмыгаем носом. Вдох делаем резкий, короткий, активный. Сразу же после шумного короткого вдоха – ладошки разжимаются (пальцы не растопыривать), выдох уходит самостоятельно через нос или рот (кому как удобно).
Делаем на ритм стихотворения:
Даже просто собирать малину
Было трудно хиленькому сыну
Все, что удавалось медвежонку,
На пеньке сидеть, сосать сгущенку. 4-8 раз.
 5. «Часики» И.п. – основная стойка. Слегка наклонить голову вправо и сделать шумный, короткий вдох носом. Затем наклон головы влево – тоже вдох. Вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен успевать уходить после каждого вдоха. Сделать 4-8 вдоха-движения.
Надоело бурому медведю
Наблюдать, как пропадает Федя:
 - Я медведь. И ты такой же бурый!
Будем заниматься физкультурой.
 6. «Кошка» И.п. – стоять ровно и прямо; ступни ног уже ширины плеч; руки на половину согнуты в локтях, расслабленные кисти рук находятся впереди на уровне пояса.
На счет: «раз!» - поворачиваем верхнюю половину тела вправо – в правой конечной точке слегка приседаем один раз (ноги чуть сгибаются в коленях), а кисти обеих рук одновременно с приседанием делают хватательное движение справа (кулачки резко сжимаются) – вдох! Сразу же после этого ноги распрямляются (занимают прямое положение), кулачки, находящиеся на уровне пояса, разжимаются, затем верхняя половина тела «идет» обратно, - выдох уходит абсолютно пассивно через нос или через рот во время движения в обратную сторону. Плавное, через середину движение, без остановки в исходном положении, продолжается влево.
На счет: «два!» – в конечной левой точке ноги снова слегка сгибаются в коленях, а кисти рук, находящиеся на уровне пояса, теперь делают хватательное движение слева – с одновременным шумным и коротким вдохом через нос. Сразу же после этого ноги выпрямляются, кулачки разжимаются, тело, без изменения положения рук, через исходное положение «идет» вправо – выдох уходит самостоятельно, без нашей помощи. 2- 4 раза
 7. «Насос» И.п. – стоя, слегка ссутулившись; голова без напряжения слегка опущена вниз (смотреть себе под ноги), руки находятся перед собой кистями к коленям, слегка согнуты в локтях, абсолютно расслаблены. На счет: «раз!» - слегка накланяемся, руки тянутся к полу, плечи расслаблены, голова опущена – вдох (в конечной точке наклона). Вниз опускается верхняя половина туловища, т.е. наклон осуществляется за счет скругленной спины. Ноги прямые, толчок ягодицами назад исключен. Выпрямиться, но не полностью, спина, как бы ссутулилась – выдох (пассивный).
На счет: «два!» снова слегка наклониться вниз, голова опущена, плечи расслаблены, руками тянемся к полу – вдох! Слегка выпрямились – выдох ушел через нос (рот) 2-4 раза Есть на ярмарке машина, Накачать бы только шины.
 8. «Упражнения на релаксацию» 1)И.п. – лежа на спине, глаза закрыты, руки и ноги расставлены в стороны, дыхание спокойное, ровное. Мышцы расслаблены. На фоне спокойной музыки звучит голос взрослого.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ручки отдыхают,
Ножки тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают,
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется.
Дышится легко…ровно… Глубоко…
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
И совсем уже проснулись!
2)Еще вариант. «Пробуждение» происходит под звучание бубенчика:
Тихо-тихо, мой бубенчик, позвени, позвени.
Никого-никого, мой бубенчик, не буди, не буди.
Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени.
Всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди.
Дети встали, потянулись и зайчишке улыбнулись,
С зайкой попрощались, в группу отправлялись.
3)Еще один вариант.
Пау-пау-паучок,
Паутиновый жучок
Семь ночей не спал,
сон про лето ткал.
Сон про солнышко-колоколнышко,
И про дождь грибной,
И про нас с тобой…
Рекомендуемая литература.
1. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет) – М.: Книголюб, 2004.-144с.
2. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007.–208с.
3. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. – М.: ТЦ Сфера, 2004.–384с.
4. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М.: Айрис-пресс, 2007.-112с.
Категория: Статьи для сотрудников ДОУ | Добавил: natasha-suric (26.07.2011)
Просмотров: 32329 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наши координаты
г. Выкса, м-он Гоголя, д. 29A; тел.8-920-055-16-30

Поиск

© Детский развивающий игровой центр "ПУГОВКИ" 2011-2024
Бесплатный хостинг uCoz