Пятница, 17.05.2024, 07:11   
Вы вошли как Гость
   







Главная
| Регистрация | Вход
 
Меню сайта

Категории раздела
Статьи для родителей [34]
Статьи для сотрудников ДОУ [14]
Фотостатьи Дмитрия Макарова [11]

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 297

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Статьи для сотрудников ДОУ

Место индивидуального подхода на занятии.
 
    Ученье есть индивидуальная деятельность детей.
Здесь каждый ребенок проделывает определенную
умственную или физическую работу индивидуально.
А.П.Усова
 
     В детстве ярко проявляются особенности характера и темперамента, способности и интересы личности ребенка. Нет детей с одинаковыми привычками и поведением, знаниями и умениями. Близнецы и те отличаются друг от друга. У всех дошкольников ровесников разный уровень развития. Одни активные и быстрые, другие пассивные и медлительные. Есть самоуверенные дети, а есть застенчивые. Детей, таких разных, надо воспитывать и учить, но как?  
      В этом случае просто необходим индивидуальный подход к детям. Он нужен во всех видах детской деятельности и на протяжении всего дня. Но особенно он хорош на занятии, так как на нем, в основном, происходит организованное обучение и развитие.
   Интересные мысли и идеи об индивидуальном подходе высказывали: Я.А.Коменский, Жан-Жак Руссо, Генрих Песталоцци, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Е.Н.Водовозова, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, В.А.Запорожец и т.д.
     «Не снизойти до ребенка, а подняться до уровня его понимания» Януш Корчак.
     «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его тоже во всех отношениях» К.Д.Ушинский.
     «Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать» А.С.Макаренко.
     «Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно настроиться самому на тон этой струны» В.А.Сухомлинский.
   Суть индивидуального подхода заключается в поборе средств педагогического воздействия на каждого ребенка в отдельности с учетом всех его особенностей.
      Кроме специального багажа знаний, педагогу в этом деле пригодится – творчество, чуткость, умение анализировать и прогнозировать. Он должен знать и понимать воспитанников, быть рядом и на равных, быть мудрым и снисходительным. Итак, педагог должен знать «струны» всех детей и умело воздействовать на них.
     Данный подход способствует раскрытию индивидуальности каждого ребенка. Так молчаливые, замкнутые, застенчивые, нерешительные, медлительные дети на занятии становятся другими, если руководствоваться некоторыми правилами:
 1. Давать им более простые задания.
 2. Спрашивать их не первыми, а то, что они лучше знают или на повторе ответа.
 3. Задавать наводящий вопрос.
 4. Использовать напоминание.
 5. Давать время на ответ.
     Следует педагогу помнить об активных и с высоким уровнем развития детях:
 1. Не спрашивать всегда только их.
 2. Привлекать их к исправлению и уточнению ответов других детей.
 3. Подбирать им более сложные задания.
 4. Предъявлять к ответам детей повышенные требования.
    И общие рекомендации, которые педагог может применять ко всем детям на занятии:
 1. Продумать посадку детей (с учетом особенностей физического и психического развития и поведения).
 2. Щедро поощрять.
 3. Сравнивать результаты ребенка с его собственными достижениями, а не относительно других детей.
 4. Развивать инициативу и самостоятельность.
 5. Учить детей контролировать себя.
 6. «Не вешать» на детей ярлыки, типа «он у нас такой», «а он ничего не знает» и т.д.
 7. Прерывать попытки детей высмеивать ответы других.
 8. Учить правильно оценивать действия и результаты свои и товарищей.
 9. Привлекать детей радоваться успехами сверстников.
 10. Планировать индивидуальный подход (например, кому какой вопрос лучше задать).
 11. Проводить индивидуальную работу вне занятий.
 12. Предлагать родителям задания на дом.
     Индивидуальный подход к дошкольникам одного возраста можно осуществлять, деля их на подгруппы по принципу (если позволяют педагогические убеждения, рамки реализуемой программы или приоритеты ДОУ):
      В первой подгруппе – дети с большой активностью, интересом к занятию, проявлением креативности. Для них можно подбирать более сложные занятия.
    Во второй подгруппе – дети, активность которых внешне не проявляется, особого интереса к занятию нет, могут отмалчиваться или отвечать правильно, но творческие проявления незначительны.
      Как правила у детей первой подгруппы выше уровень развития, чем у второй. Таким образом, воспитатель тоже осуществляет индивидуальный подход.
     Есть свои сложности, когда дети объединены в разновозрастные группы. Рассмотрим, как примерно можно применять индивидуальный подход на занятиях к детям в разновозрастных группах ДОУ.
     Чаще всего тема занятия может быть одна для всех, но задачи программного содержания отличаются в зависимости от возраста и уровня развития детей. Целесообразнее младших детей с опережающим развитием переводить в старшую возрастную подгруппу. И наоборот – старших детей с определенными отставаниями в младшую подгруппу.
     Объединение таких детей в подгруппы и умелое руководство – важное условие эффективного обучения. Поэтому следует помнить:
 · Материал должен всегда содержать что-то новое, быть доступным и интересным.
 · Задачи занятия решаются по-разному – одни дети изучают новый материал, другие закрепляют пройденный или самостоятельно играют.
   Своеобразие обучения: на одном занятии проводятся микрозанятия с разными подгруппами. Например, одной подгруппе дается новый материал, а другой закрепление.
     Индивидуальный подход педагог в разновозрастной группе может осуществлять на занятиях трех типов:
 1. Занятие проводится со всеми детьми по одному разделу программы, но с разным программным содержанием (например, одни лепят куклу-неваляшку, другие девочку в шубке).
 2. Занятие проводится со всеми детьми, но по разным разделам программы в подгруппах (у одних рисование, а у других математика).
 3. Занятие проводится с детьми одной возрастной подгруппой (другие самостоятельно играют или одеваются на прогулку).
     Подробнее рассмотреть особенности организации и методику проведения занятия каждого типа можно в пособие «Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе» Аванесова В.Н., на странице 101.
    Таким образом, у педагога всегда есть выбор использования разных приемов на занятии, но индивидуальный подход является отличным средством педагогического воздействия на ребенка с учетом всех его особенностей и признаком настоящего мастерства.
    
     Используемая литература:
 1. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе - 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 176 стр., ил.
 2. Малокомплектный детский сад (старшая возрастная группа): Пособие для воспитателя дет. сада / В.В. Гербова, А.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова и др.; под ред. М.В. Васильевой. – М.: Просвещение, 1988. – 271 стр., 8 л. ил.
 3. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1981. – 127 стр.
Категория: Статьи для сотрудников ДОУ | Добавил: natasha-suric (20.01.2012)
Просмотров: 6344 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наши координаты
г. Выкса, м-он Гоголя, д. 29A; тел.8-920-055-16-30

Поиск

© Детский развивающий игровой центр "ПУГОВКИ" 2011-2024
Бесплатный хостинг uCoz