Наряду с традиционными в ДОУ методами и приемами педагогической теории и практики в летний оздоровительный период (и не только) широко используют проектную деятельность.
В ее основе заложена идея, составляющая понятие «проект». Данный метод проектов имеет направленность на результат, который можно получить при решении той или иной значимой проблемы. Этот результат видим. И самое главное – использование его в реальной практической деятельности в летние месяцы.
«Проектирование, процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния». Вот такое определение проектированию дает БЭС. То есть, проектирование или проектная деятельность – это создание проекта предполагаемого объекта.
Проектная деятельность в ДОУ – это способ организации педагогического процесса, основанный на сотрудничестве педагога и воспитанника, взаимодействии с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Работу по проектному методу в детском саду можно выстроить, например, так, проведение для педагогов: консультаций, семинара-практикума, оперативных совещаний, педсовета, индивидуальных бесед, открытых просмотров, конкурсов, выставок и т. д.
Примерные темы: «Алгоритм проектов в ДОУ», «Проект – метод развивающего обучения дошкольников», «Рекомендации воспитателю по работе над проектом», «Проектная деятельность как средство повышения уровня ВОП в ДОУ».
Проект может включать в себя разные этапы, например такие:
1 этап – Постановка проблемы (цель).
2 этап – Обсуждение проблемы, пути решения задач.
3 этап – Практическая часть: работа с детьми, взаимодействие со специалистами ДОУ, сотрудничество
с родителями и социумом.
4 этап – Презентация проекта (или его продукта).
5 этап – Постановка новой проблемы.
Или иметь такую структуру:
-
Тема проекта
-
Название
-
Авторы проекта
-
Участники
-
Вид проекта
-
Срок реализации
-
Проблема
-
Цель
-
Задачи
-
Актуальность проблемы
-
Проектные действия
-
Бюджет проекта
-
Ожидаемый результат.
Лето – самое подходящее время для проектной деятельности в ДОУ. Каждый педагог выбирает для себя и своих воспитанников проблему, которая решается с помощью метода проектов. Состав участников проекта – дети, родители и педагоги. По масштабу и времени проведения все проекты разные. Педагоги составляют творческие отчеты о ЛОР, включающие в себя подготовку, проведение и практическое подтверждение ожидаемого результата.
Мы предлагаем вариант проведения педагогического конкурса «Проектная деятельность в ЛОР» в детском саду.
Цель конкурса: продолжить внедрение и широкое использование метода «Проектов».
Задача: повысить профессиональную компетентность педагогов; качественно изменить воспитательно-образовательный процесс.
В конкурсе могут принимать участие воспитатели, прошедшие отбор. 1. Иванова И.В. Проект «Лавочка», 2. Борисова М.М. Проект «Моя малая Родина – Выкса» и т. д.
Провести процедуру жеребьевки. Время выступления педагогов 5-7 минут. За регламентом может четко следить выбранный человек-секундамер. Членами жюри могут быть все педагоги. Оценка происходит путем записи двух кандидатур на бюллетене, которые, по мнению педагогов, соответствуют следующим критериям:
1. Содержательность.
2. Творческий подход.
3. Доступность изложения.
Далее происходит презентация проектов, оценка и награждение педагогов.
Таким образом, проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.
Литература по проектной деятельности
-
Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
-
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
-
Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дощкольников. - Волгоград: Учитель, 2009. - 202 с.: ил.
-
Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
-
Пенькова Л.С. Под парусом Лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 288 с.
-
Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.
-
Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4. // Дошкольное воспитание. № 1, 2 2007, № 5, 12 2008. // Дошкольное образование. № 8, 12 2008. // Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 5. 2009 - с. 58. // Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2009 - с. 69. // Дошкольная педагогика. № 5. 2008, № 5. 2009. // Обруч № 4, 2009. 13. // Ребенок в детском саду. № 3 2003, № 2, 3 2008. //Коллекция увлечений (приложение к журналу «Обруч»): пособие для работников дошкольных учреждений/ Н.А. Рыжова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. – 80 с. ·
Кильпатрик В. Основы метода. М.-Л., 1928.
·
Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. М., 1926.
· Новые
педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат . — М.: Издательский центр «Академия», 1999—2005.
·
Соловьев И. М.. Из практики метода
проектов в американских школах // На
путях к новой школе. 1929.
·
Современные
педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия»,
2007.
·
Kilpatric W.H. The Project
Method//Teachers College Record.-1918.-19 September/- P.319-334.
· Полат Е. С. Метод проектов - статья на сайте Российской Академии Образования
·
Сайт программы «Обучение для
будущего»
·
Интернет-портал «Исследовательская
деятельность школьников»
·
Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку: теория и практика - статья на сайте Центра лингвометодических информационных ресурсов.
· Насонкина Л. В. Метод проектов как
средство реализации личностно ориентированного подхода при изучении иностранных
языков - статья на сайте Ярославского педагогического вестника.
·
Горлицкая С. И. История метода
проектов. Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».
·
Полат Е. С. Метод проектов - статья на сайте журнала «Вопросы
интернет образования».
·
Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под
ред. Е.С.Полат – М., 2000.
·
Новые педагогические и информационные технологии в
системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
·
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного
языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.
·
Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов.
Наука и школа - № 4, 1997
|