Скульптура (лат. sculptura) -
1) ваяние - один из видов пространственных искусств,
создающий объемные изображения, вылерленные из
мягкого материала (глины, воска), высеченные из камня,
вырезаные из дерева или отлитые из бронзы, гипса и т.п.;
2) произведение этого икусства, а также совокупность
таких произведений. БЭС
Дети подготовительной группы отличаются от других дошкольников окрепшей мускулатурой рук и развитым глазомером, большим словарным запасом и богатыми впечатлениями, умением совершать мыслительный синтез и анализ, способностью передавать пропорции, движение, характер и точный образ предмета. Следовательно, вылепленные предметы отличаются яркостью, индивидуальностью и выразительностью.
«Лепка - самое динамичное и жизнерадостное детское творчество» (Г.Г.Григорьева). Для лепки лучше всего подходит глина. Она эластична, послушна в руках и обладает приятным нейтральным цветом: коричневым, белым, серым. Стоит помнить о правилах содержания и подготовки глины.
Лепка – это, прежде всего объемное изображение предмета. Именно поэтому необходимо поворачивать натуру и предмет лепки во время работы. Для работы с глиной в ДОУ чаще всего используют доску (ее параметры зависят от предполагаемого размера объекта) или поворотный станок. Поворотный станок большего размера используется для показа натуры. Также набор стек (стека-петля для полой формы), печатки для украшения, вода, салфетки, каркасы, природный и бросовый материал и т.д. Освещение должно падать с левой стороны или сверху так, чтобы тень от рук не заслоняла создаваемый предмет.
В процессе лепки с натуры важно научить детей видеть весь предмет и его части, выделять форму, строение, пропорции и предавать это. Не всякая игрушка или скульптура может быть натурой для лепки. Использовать надо те, которые дадут отчетливое представление о форме, строении и пропорциях предмета. Специфика лепки требует, чтобы окраска натуры была спокойной и ровной. Яркая, пестрая мешает воспринимать общую форму предмета и его пропорции. После того как натура отобрана, надо внимательно рассмотреть ее со всех сторон: определить форму, соотношение частей, сравнить их между собой по форме и величине. Для более полной передачи деталей натуры полезно использовать фотографии с разными ракурсами и положениями.
В подготовительной группе дети могут применять 3 способа лепки:
1. конструктивный из отдельных частей;
2. пластический или скульптурный все части вытягиваются из одного куска;
3. комбинированный из отдельных частей и целого куска.
В лепке с натуры есть определенный алгоритм выполнения.
При конструктивном способе обычно начинают с основной, самой крупной части. Например, лепят сначала туловище животного, затем голову. Сравнивают части по величине и соединяют. Далее лепят конечности, а мелкие детали в последнюю очередь.
При пластическом способе куску глины предается определенная исходная форма. Так, исходной формой для груши будет шар. Для гуся или курицы – овоид. Белку легче вылепить из валика, согнутого в дугу. После того как наметили форму животного переходят к вытягиванию шеи, головы, конечностей и хвоста. Затем отрабатывают более мелкие детали. Например, стекой прочерчивают шерсть.
Комбинированный способ лепки включает в себя два предыдущих. Их целого куска лепят основную массу предмета. Например, у медведя – туловище и толстые ноги. Голова, туловище и хвост лисы. Голову медведя и лапы лисы лучше вылепить отдельно, дабы не нарушить общую форму.
Следует детям постоянно напоминать правила лепки с натуры.
1. лепить точно, так как видим.
2. все время проверять и уточнять правильность пропорций.
3.сглаживать места присоединения деталей.
При анализе детских работ педагог обращает внимание не только на технические характеристики – скрепление деталей, заглаженность поверхности. Но, главным образом, на правильность построения пропорций, пластичность формы, выразительность образа, движение.
Можно в анализе задать такие вопросы. Которые, конечно же, должны отражать цель и задачи занятия.
- Дети, посмотрите внимательно и отыщите очень похожее с натурой животное.
- Почему вы так считаете?
- Отыщете, пожалуйста, животное, которое не совсем похоже. Почему?
- Найдите животное, у которого лапы (голова, хвост) вытянуты из целого куска глины.
- Как вы думаете, почему у лисы оторвался хвост?
- Сможет ли лиса засунуть такой большой нос в узкую мышиную норку? Почему?
- Покажите животное, у которого аккуратно сглажены места присоединения частей.
- Как вы считаете, может ли лиса быстро бегать на таких (толстых, слишком коротких) лапах?
- Что может быть, если вот здесь не совсем аккуратно примазаны части?
- Отыщите волка с очень густой шерстью.
- Отыщите злого (доброго, веселого, грустного) медведя.
Важно научить воспитанников в анализе тактично высказываться о недостатках работ других детей. Впрочем, этого часто не хватает и взрослым. Надо поощрять творческие проявления каждого ребенка. Так как они у всех разные и самодостаточные.
|