Пятница, 17.05.2024, 07:52   
Вы вошли как Гость
   







Главная
| Регистрация | Вход
 
Меню сайта

Категории раздела
Статьи для родителей [34]
Статьи для сотрудников ДОУ [14]
Фотостатьи Дмитрия Макарова [11]

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 297

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Статьи для сотрудников ДОУ

«Технология ТРИЗ и другие активные формы в профессионально-творческом развитии педагогов»
 
 «В каждодневной окружающей нас жизни творчество
есть необходимое условие существования,
 и всё, что выходит за пределы рутины
и в чём заключена хоть йота нового,
 обязано своим происхождением
творческому процессу человека».
Л.С. Выготский
 
Все острее ощущается нужда в интеллектуально-инициативных личностях, способных к творческим преобразованиям. Общество, развиваясь, диктует насущную потребность в гражданах, которые могут быть востребованы в новых социально-экономических условиях, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умением системно ставить и решать разные задачи.
     Творчество специфично для человека. Его в более широком плане можно рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимое качество личности, позволяющее человеку быстро адаптироваться в меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле.
     Творческая личность необходима современному обществу, а педагоги всегда были и будут в его авангарде. Многие формы методической работы в детском саду направлены на стратегию творческого развития педагогического коллектива.
    Общепринято, что ведущей в личностном развитии человека является творческая самодеятельность и самостоятельность. Основной мотив самодеятельности (по С.Л. Рубинштейну) – это самосовершенствование, самоактуализация, самореализация, предполагающая выбор и ответственность за свое слово, решение, поступок.
     Важно сформировать у педагогов адекватную самооценку, осознание своих сильных сторон и творческих ресурсов. Данная мотивация является важной творческой составляющей профессии педагога вообще. Также мы руководствуемся идеей тренируемости дивергентного мышления как элемента творческой способности (Е.П.Торранс 1963). Следовательно, творчество можно тренировать и саморазвивать.
     Основной формой организации развития креативности педагогов можно считать активные виды деятельности. Их особенность заключается в том, что они используются и в работе с детьми (в любом виде деятельности), и с родителями (на родительских собраниях, клубах «Малыш», «Будущий первоклассник» и т.д.).
     Надо отметить то, что эффективность творческого развития любого педагога зависит от прямого участия в этом других педагогов, а также воспитанников и их родителей.
     Можно определить следующую цель форм и методов, направленных на творческое развитие педагогов:   
  • осознанное преодоление барьеров проявления креативности;
  • принятие жизненной стратегии творческой личности; развитие дивергентного мышления;
  • овладение и использование в работе с детьми приемов развивающего обучения, технологии ТРИЗ и элементов психогимнастики;
  • развитие общей культуры.
     Для достижения этого можно руководствоваться такими принципами.
      1. Активность и свобода. Все коллеги слушают и слышат друг друга. С уважением принимаются все варианты ответов и предположений педагогов. Подчеркивается приоритетность коллективного обсуждения и выработки единого решения.
     2. Психологический комфорт. Важно, чтобы взрослые проявляли доверие и искреннюю заинтересованность по отношению друг к другу.
     3. Единство стратегии творческого развития. Применять развивающий метод ТРИЗ в профессиональной и личной сфере. Развиваться самим, способствовать развитию креативности других коллег, воспитанников и их родителей.
     Рассмотрим некоторые активные формы, которые можно использовать как коллективно, так и индивидуально во всех педагогических мероприятиях.
     1. Рефлексия.
Цель: учить осознавать себя, свои действия, состояния. Выражать свое отношение словом, рисунком, мимикой, жестам, пантомимикой.
    2. Мозговой штурм (А.Осборн). Дает высокую активность участников и возможность генерирования множество идей.
Цель: снятие вектора психологической инерции мышления и получение максимального количества новых идей в минимальное время.
Например, назвать как можно больше креативных предположений по использованию ватной палочки (глины, кисточки).
      3. Синектика (У.Гордон).
Цель: учить объединять разнородные элементы. Осуществляется через игры: «Ассоциации», «Что это?», «Что такое же?», «На что похоже?», «Скажи аналогично», «Скажи наоборот».
Например, «Ассоциации». «С каким животным (растением, музыкой, цветом) у вас ассоциируется заведующая, капризный ребенок (прогулка, занятие, педагогика, родительское собрание и т. д.)?».
     4. Системный оператор.
Цель: развивать системное мышление, способность рассуждения по отношению к единому целому, как имеющему определенное назначение, состоящему из взаимосвязанных частей, функционирующему в какой-либо среде и имеющему прошлое и будущее.
Может осуществляться через игры: «Что сначала, что потом?», «Что в круге?», «Теремок», «Круги Эйлера», «Ты целое, а я твоя часть», «Выбери нужное».
Например, «Что сначала, что потом?». «Сейчас есть детский сад. А, что было в прошлом? Каким детский сад будет в будущем?»йыл каким, а теперьзаведующая (прогулка, занятие, родительское собрание и т.
     5. Эмпатия.
Цель: развивать умение постигать, и выражать эмоциональное состояние людей, предметов, явлений. Учить представлять себя в проблемной ситуации и в виде части объекта.
Например, мама утром привела плачущего ребенка. Что чувствует мама (ребенок, воспитатель), какого цвета настроение, какая музыка звучит в душе?..
     6. Моделирование. Можно моделировать разные ситуации, в том числе и из педагогической деятельности.
Например. Выход из конфликтной ситуации: воспитатель – старший воспитатель, воспитатель – родитель, воспитатель – ребенок. Либо практическое занятие «Рисование снеговика», где один педагог – воспитатель. Другие педагоги принимают на себя роль детей. Далее идет коллективный разбор того, что получилось и, что можно было бы сделать иначе.
     7. Типовые приемы фантазирования (Г.С. Альтшуллер).
Цель: развивать творческое воображение, гибкость мышления. Используем игры: «Большой-маленький», «Целое-часть», «Вредные советы», «Чудесные вещи».
Например, с помощью «Чудесных вещей» педагоги могут предположить, каким будет воспитатель (ребенок, книга, компьютер…) в будущем. Можно подобрать всем вместе «вредные советы» что делать, когда не хочется идти на работу, когда дети укладываются спать (кушают, занимаются, не слушаются...).
     8. Словотворчество.
Цель: развивать вербальное творчество. Используемые приемы: загадки (А.А. Нестеренко), морфологический анализ (Ф. Цвикки), волшебные дорожки (В. Проппа) и другие.
Например, совместное сочинение педагогами рекламы ДОУ, которое начинается на букву Н. Данный творческий продукт, как и многие другие, можно помещать на стенде, в альбоме и т.п.
     Таким образом, практическая и поисковая деятельность педагогов явдяется условием формирования познавательного интереса и креативности, а методическая служба ДОУ должна ориентировать коллектив на стратегию творческого развития и профессионального роста.
 
     Для творческого развития детского и педагогического коллектива предлагаем следующий литературно-методический комплекс:
  • «Методы развития творческого мышления». Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. ТРИЗ в детском саду В.А. Марфина, Г.В. Хархан, Г.И. Шевченко;
  • «Развитие интеллекта дошкольников средствами теории решения изобретательских задач при ознакомлении с окружающим миром» И.Г. Кудрякова, В.В. Кузнецова, Л.С. Пыстина;
  • «Формирование талантливого мышления у дошкольников» В.В.Кузнецова, Л.С. Пыстина;
  • «Учимся по сказке». Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большева; «Удивительные истории». Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста Л.Е. Белоусова;
  • «Разбуди в ребенке волшебника». Книга для воспитателей детского сада и родителей Е.Е. Кравцова; «Путешествие по Фанталии». Практические материалы по развитию творческой активности дошкольников Л.Н. Прохорова;
  • «Страна загадок» А.А. Нестеренко;
  • «Педагогические приемы» А.А. Нестеренко;
  • «Мир логики». Методическое пособие для учителей начальных классов С.И. Гин;
  • «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский;
  • «Курс развития творческого мышления» по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли, Ю.Б. Гатанов; «Ступеньки творчества». Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника Е.А. Юзбекова;
  • «Чего на свете не бывает?» О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса;
  • «Развивающие игры» Б.П. Никитин;
  • «Сборник игр для развития системного мышления» Линда Бут Свини, Денис Медоуз (под редакцией Г.А. Ягодина, Н.П. Тарасовой);
  • «Лабиринты мышления, или учеными не рождаются» А. Егидес, Е. Егидес;
  • «Развитие творческого мышления детей». Популярное пособие для родителей педагогов А.Э. Симановский;
  • «Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост» И.В. Стишенок;
  • «Истории и сказки в психологической практике» Н.К. Родина;
  • «Колобок и все-все-все, или Как раскрыть в ребенке творца» М.Н. Шустерман, З.Г. Шустерман;
Категория: Статьи для сотрудников ДОУ | Добавил: natasha-suric (28.05.2011)
Просмотров: 7371 | Рейтинг: 3.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наши координаты
г. Выкса, м-он Гоголя, д. 29A; тел.8-920-055-16-30

Поиск

© Детский развивающий игровой центр "ПУГОВКИ" 2011-2024
Бесплатный хостинг uCoz