Технология ТРИЗ настолько универсальна и современна в педагогическом процессе ДОУ. Она хороша для развития воспитанников и педагогов. Можно широко использовать приемы ТРИЗ в деловых играх на педсовете, педчасе, семинаре-практикуме для профессионально-творческого развития педагогического коллектива.
Ниже приведены примерные и апробированные игры из практики.
Деловая игра «Театрализованная деятельность».
Цель: развивать творческую активность педагогов.
Ход игры. Все педагоги делятся на 3 команды по датам рождения. 1 команда – кто родился с 1-10 число месяца. 2 команда – с 11-20 число. 3 команда – с 21-31 число. Все ответы фишкуются.
1. Задание «Ассоциации». Цель: снять эмоциональное напряжение. Команды по очереди называют ассоциации к слову «театр». Каждое слово фиксируется на мольберте, а команды получают за него по 1 баллу.
2. «Моделирование». Цель: выявить знания у педагогов, умение работать согласованно и быстро. Команды моделирует на листе бумаге по сказке К.Аксакова «Аленький цветочек»:
· планирование театрализованной деятельности;
· предварительная работа к игре-драматизации;
· ПРС по театрализованной деятельности.
Участники выбирают задание и схематично изображают все этапы, затем представляют. Все получают по 3 балла. За дополнение команды могут заработать еще по 1 баллу.
3. «Театр мимики и жестов». Цель: развивать выразительность, образность, оригинальность в передаче роли. Каждая команда демонстрирует эпизод из сказки только с помощью мимики, жестов и пантомимики.
Первая команда показывает второй. Вторая – третьей. Третья – первой. Если члены команды не отгадали сказку, они могут задать вопросы. Ответы на них должны быть «Да» или «Нет». Оценка 3 балла. Оценивается актерское мастерство и то, как быстро сказку отгадали. Сказки: «Доктор Айболит», «Сказка о спящей красавице и о семи богатырях», Царева-лягушка».
Подсчитываются баллы, и выявляется победитель.
4. Рефлексия. Каждый желающий педагог может высказаться свои впечатления, мысли и рекомендации о проделанной работе.
Время игры 20-30 минут.
Деловая игра «Развивающая технология ТРИЗ».
Цель: выяснить и уточнить знания педагогов о приемах технологии ТРИЗ; развивать дивергентное мышление.
Ход игры. Все педагоги рассчитываются на первый, второй, третий. Делятся на 3 команды. Самостоятельно находят место, где расположиться. Каждый ответ – балл.
1. «Что в круге?». Цель: снятие вектора психологической инерции мышления. Педагоги называют методы и приемы ТРИЗ. Время задания 3 минуты.
2. Назвать: основатель ТРИЗ, год рождения ТРИЗ; как пришел ТРИЗ в д/с. 1 балл за полный ответ, плюс еще 1 балл за быстроту. Время задания 3 минуты.
3. «Аналогия по функции». Цель: назвать как можно больше аналогий по функции к слову «природа». По очереди каждый представитель команд называет свой вариант и делает шаг вперед. Выигрывает та команда, которая быстрее дойдет до черты.
4. Загадки по А.А.Нестеренко. Цель: развивать творческое воображение. Команды придумывают загадки о любом приеме ТРИЗ.
5. Сочини сказку по вырезкам из прессы (заголовки, фото на тему природное окружение). Оценивается яркость, творчество и быстрота.
6. «Противоречие». Команды решают противоречие «Вам надо работать в детском саду, потому что это ваше призвание. Но вы не хотите, так как очень устали». Решается путем «Мозгового штурма» и воплощается по возможности в жизнь.
7. Рефлексия. Каждый желающий педагог может высказаться о проделанной работе. Выразить пожелания и предложения.
Подведение итогов. Время игры 30-40 минут.
Деловая игра «Аппликация».
Цель: уточнить знания педагогов по данной теме; способствовать развитию профессиональной активности и свободы.
Ход игры. Все педагоги сидят по кругу за одним столом.
1. «Что в круге?» Цель: снятие вектора психологической инерции мышления. Круги Л.Эйлера на классификацию: аппликация – лепка – рисование – изобразительная деятельность. Педагоги дают свои варианты.
2. «Шаг в правильном направлении – без чего невозможна аппликация». Цель: уточнить знания педагогов о материале, предварительной работе, роли и значении аппликации для развития дошкольников.
3. «Камень, ножницы, бумага». Цель: учить задавать вопросы друг другу, в пределах данной темы, разделившись на пары.
4. «Найди и коснись». Цель: развивать внимание, наблюдательность, аналитические способности, креативность.
5. Рефлексия. Каждый желающий педагог может высказаться о проделанной работе. Выразить пожелания и предложения. Время игры 20-30 минут.
Деловая игра «Развитие певческих навыков».
Цель: уточнить знания и развивать творческие способности педагогов по данной теме.
Материал: бумага, картон, ножницы, фломастеры. Ход. Педагоги делятся на три команды по желанию.
1. «Пропой». Цель: пропеть с разной мелодией, напевно определения весны. Снять эмоциональное напряжение.
2. «Составь модель». Цель: придумать и смоделировать – установку на пение, охрану голоса, на творчество.
3. «Планируем». Цель: осуществить преемственность в календарном планировании с целью музыкального занятия. Определить возрастную группу, расписать мероприятия и их цель.
4. «Изготовление МИ». Цель: создать новую игру, определить цель и возраст детей.
5. Рефлексия. Высказывания, предложения и пожелания педагогов о прошедшей работе.
Общее время 40 минут.
Деловая игра «Лепка из глины».
Цель: создать условия для осознания педагогами значимости лепки из глины в детском саду через активные формы работы.
Ход. 1. Задание «Ассоциации». Цель: снятие эмоционального напряжения. Назвать ассоциации к слову «глина». Команды выдвигают свои предположения по очереди.
2. Теоретическая информация «Лепка в ДОУ – плюсы и минусы». Старший воспитатель, 10 минут.
3. «Хорошо - плохо». Цель: выявить все отрицательные и положительные стороны лепки из глины в детском саду. Команды называют чем «хороша» и «плоха» лепка из глины в д/с. Одна команда начинает фразой: «Лепить из глины хорошо, потому что…» Другая команда предполагает: «Лепить из глины плохо, потому что…».
4. «Скульптор и скульптура». Цель: снятие усталости, развитие конструктивного взаимодействия. Все педагоги встают парами. Один – скульптор, другой – глина. Скульптор лепит из глины, меняя положение тела партнера, скульптуру. Остальные участники отгадывают получившийся продукт.
5. «Что сначала, что потом». Цель: выложить схемы последовательной лепки рыбки и кошки, определить возрастную группу и вид лепки. Педагоги работают за столами. У одних схема «Рыбка», у других схема «Кошка с блюдцем».
6. Рефлексия. Высказывания педагогов о работе.
Время игры 30-35 минут.
|