Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся, в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.
Состояние тревоги включает в себя целый спектр эмоций, одной из которых является страх. Страхи могут быть присущи всем людям, но существуют и определённые возрастные страхи. Исследования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте.
В период с 2-х до 3х лет отмечается расширение репертуара детских страхов, причём они носят, как правило, определённый характер. У детей от 1 года до 3 лет нередки ночные страхи. На втором году жизни часто проявляется страх неожиданных звуков, страх боли, страх одиночества. В 2 года дети чаще всего боятся посещать врача. Начиная примерно с трёхлетнего возраста, число конкретных страхов значительно снижается.
Исследования психиатра А.И. Захарова (1995) показали, что у детей от 1 года до 3 лет существует 29 различных видов страхов. Наиболее часто встречающимся является страх неожиданных звуков, на втором месте стоит страх одиночества, затем страх медицинских работников.
В 2 года у детей происходит снижение страхов неожиданных звуков, а повышается страх перед засыпанием. Если родители уверенно и гибко ведут себя при взаимодействии с детьми, то проблемы страха у малышей почти не существует. И наоборот, если родители вольно или невольно провоцируют появление страхов, то у ребёнка повышается уровень тревожности. Например, некоторые взрослые запугивают детей, говоря им: «Если не будешь слушаться, не приду за тобой в детский сад, отдам в детский дом, отвезу к бабушке, отведу в лес ит.д.»
Наличие возрастных страхов у ребёнка является нормой, но если их очень много, то следует говорить о появлении тревожности в его характере.
По мнению многих специалистов одной из причин возникновения детской тревожности является нарушение детско-родительских отношений.
Основными причинами возникновения тревожного поведения являются:
· неадекватные требования родителей к возможностям и потребностям своего ребёнка;
· повышенная тревожность самих родителей;
· непоследовательность родителей при воспитании ребёнка;
· предъявление ребёнку противоречивых требований;
· аффективность (чрезмерная эмоциональность) родителей или хотя бы одного из них;
· стремление родителей сравнивать достижения своего ребёнка с достижениями других детей; · авторитарный стиль воспитания в семье;
· гиперсоциальность родителей: стремление родителей всё делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам.
Рекомендации родителям тревожного ребёнка:
Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребёнка («плакса», «нытик»), даже если взрослые очень раздасованы и сердиты. Не надо требовать от ребёнка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребёнок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.
Полезно снизить количество замечаний. Пусть родители попробуют в течение одного дня записать все замечания, высказанные ребёнку. Вечером перечитайте список. Скорее всего, для них станет очевидным, что большинство замечаний можно было бы не делать: они лидо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребёнку.
В качестве профилактики необходимо больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами. Можно вместе сочинять сказки и истории. Это научит ребёнка выражать словами свою тревогу и страх. И даже, если он приписывает их не себе, а сказочному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребёнка.
Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребёнку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства. Будут очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела.
Хороший способ снятия излишней тревожности – раскрашивание лица старыми мамиными помадами.
Родители тревожного ребёнка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится ещё больше, а это приводит его к стрессу. Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей (« твоя мама ничего не понимает – лучше бабушку слушай»).
Родители должны сами демонстрировать ребёнку образцы уверенного поведения.
|