Понедельник, 25.11.2024, 23:32   
Вы вошли как Гость
   







Главная
| Регистрация | Вход
 
Меню сайта

Категории раздела
Статьи для родителей [34]
Статьи для сотрудников ДОУ [14]
Фотостатьи Дмитрия Макарова [11]

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 297

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Статьи для родителей

Застенчивость.
 
     Быть застенчивым – значит бояться людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребёнка, какая-то эмоциональная угроза. На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определённый момент при взаимодействии ребёнка с другими людьми и закрепляется.
     Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – общая задача педагогов и родителей. С возрастом у застенчивого ребёнка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает отдавать себе отчёт в своём «недостатке». Однако, осознание своей застенчивости не только не помогает, а даже мешает её преодолеть. Ребёнок не в силах победить свою застенчивость, поскольку он не верит в свои силы, а то, что он фиксирует внимание на особенностях своего характера и поведения, ещё больше его сковывает.
Стиль поведения с застенчивыми детьми:
 ·  Расширяйте круг знакомства своего ребёнка, чаще приглашайте к себе его друзей, берите ребёнка в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите спокойно относиться к новым местам.
 · Не стоит постоянно беспокоиться за ребёнка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами, не старайтесь сами сделать всё за ребёнка, предупредить любые затруднения, дайте ему определённую меру свободы и открытых действий.
 ·  Постоянно укрепляйте у ребёнка уверенность в себе, в собственных силах.
 ·  Привлекайте ребёнка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребёнку пришлось бы вступать в контакт с «чужими» взрослыми. Например: «Надо узнать, о чём эта книга. Давай спросим продавца и попросим дать нам её посмотреть».
     Иногда застенчивость у ребёнка с возрастом проходит. Но, к сожалению, такое счастливое преодоление застенчивости встречается далеко не всегда. Большинству детей необходима помощь со стороны взрослых: родителей – с одной стороны и воспитателей – с другой. Работа по преодолению застенчивости должна вестись согласованно, постоянно и терпеливо. Она требует от взрослых осторожности, деликатности, т.к. застенчивые дети могут отреагировать на вмешательство.
Застенчивый ребёнок
     Как правило, застенчивость появляется в детстве. Особенно отчётливо она проявляется в пять лет. Это связано с тем, что в этом возрасте у детей формируется потребность в уважительном отношении к ним со стороны взрослого. Ребёнок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес. В этот период ему особенно нужны похвала и одобрение взрослого. Взрослым необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребёнку.
     Давно замечено, что застенчивость не связана со способностями ребёнка, уровнем его интеллектуального развития. Но на похвалу ребёнок реагирует не только чувством радости, но и смущения. Эти дети затрудняются попросить помощи. В их высказываниях перед деятельностью и по ходу её часто звучат слова: «У меня не получится».
     Таким образом, основные затруднения в общении ребёнка с другими людьми лежат в сфере его отношения к самому себе и отношения к нему других людей.
     Ему представляется, что другие относятся к нему хуже, чем он сам относится к себе. Ребёнок сосредоточен не столько на том, что он делает, сколько на том, как его оценят взрослые.
Причины, обуславливающие появление застенчивости:
   излишняя строгость и авторитарность родителей;
   недостаточное внимание к личности ребёнка;
   слабая эмоциональная поддержка, приводящая к формированию у него чувства своей слабости и 
   изолированности от других.
Как помочь ребёнку справиться с застенчивостью?
 1. Поднять самооценку ребёнка в той части, которая связана с его восприятием отношения к себе других людей. Проанализируйте своё отношение к ребёнку. Безусловно, вы любите его. Но всегда ли вы выражаете эту любовь в реальном поведении? Часто ли вы говорите своему ребёнку, как сильно вы его любите? Любите просто так, ни за что. Взгляните на ситуацию в семье в семье глазами ребёнка. Может быть, ему не хватает выражения вашей любви, похвалы и поддержки? Без удовлетворения потребностей в доброжелательном внимании, уважении к своей личности у ребёнка не закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития – доверие к людям, позволяющее активно и безболезненно входить в окружающий мир, творчески осваивать и преобразовывать его.
 2. Следующая задача – помочь ребёнку повысить самооценку в конкретных видах деятельности, поддержать его уверенность в себе. Застенчивый ребёнок боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Делая что-то вместе с ребёнком, выразите убеждённость в том, что он справится с задачей, а если нет, то это не беда, и вы всегда поможете ему и вместе преодолеете трудности. Чаще используйте игровые приёмы.
 3. У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, и это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Задумайтесь, не слишком ли часто вы ограничиваете свободу ребёнка, его непосредственность и любознательность. Можно иногда нарушить правила; ваше гибкое поведение поможет ребёнку избавиться от страха наказания, от чрезмерной скованности. Вместо вашей новой помады дайте ему старую и ненужную, вместо обоев на стене предложите ему старый кусок обоев, позвольте ему рисовать и кисточкой и пальцем, и всей ладошкой. Это очень хорошее упражнение для релаксации, снятия напряжения.
 4. Не менее важно помочь ребёнку научиться свободно и ракрепощённо выражать свои эмоции, желания, чувства. Этому помогут подвижные игры вместе со взрослыми (прятки, жмурки, пятнашки). Они помогут не только выразить свои эмоции, активизировать жизненную энергию, но и установить непосредственные отношения на основе равенства, сопереживания. А игры-соревнования в кегли, мяч, стрельбу из лука с присосками, в преодоление препятствий, борьбу и прочие забавы, которые сопровождаются громкими возгласами, шутливыми угрозами партнёров, смехом, также помогут ребёнку снять торможение, почувствовать себя увереннее, получить удовольствие от победы, похвалу и признание себя как личности. 
     Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры-пантомимы: «Угадай эмоцию», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»; «Фанты» и др. Часто родители застенчивых детей стараются объяснить им, что бояться людей не надо, уговаривают их выступить перед гостями, прочитать стишок или спеть песенку.
    Такое прямое воздействие малоэффективно. Гораздо более действенным приёмом борьбы со стеснительностью являются игры-фантазии, в которых различные персонажи наделяются чертами самого ребёнка, а ситуации близки к тем, которые особенно волнуют его, вызывают тревогу или страх.
Категория: Статьи для родителей | Добавил: natasha-suric (18.09.2011)
Просмотров: 1471 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наши координаты
г. Выкса, м-он Гоголя, д. 29A; тел.8-920-055-16-30

Поиск

© Детский развивающий игровой центр "ПУГОВКИ" 2011-2024
Бесплатный хостинг uCoz